Тихуанский воин: Биография Эрика Моралеса
Эрик Исаак Моралес Эльвира родился 1 сентября 1976 в мексиканском городе Тихуана в боксерской семье. Его отец Хосе был боксером и выступал в 70-х годах. Не добившись на профессиональном ринге ничего серьезного, Хосе полностью сосредоточился на том, чтобы воспитать успешных бойцов в своих детях. Тихуана почти всегда была городом с высоким уровнем преступности и большим количеством бедного населения, поэтому, возможно, единственным шансом честно стать богатым и обеспеченным человеком для Эрика был бокс. Моралес начал заниматься боксом в возрасте пяти лет и тренировался в зале, построенном его отцом. Этот зал находился в доме, где жила их семья. Дом отца Эрика стоит и по сей день, и Моралес часто тренировался в нем даже на поздних этапах карьеры.
На профессиональном ринге Моралес дебютировал 29 марта 1993 года в возрасте 16 лет. Его соперником тогда стал также дебютант по имени Хосе Орейел. Моралес, в котором уже тогда явно прослеживались задатки нокаутера, одержал досрочную победу, после чего выиграл нокаутом три своих следующих боя. Первый бой за титул Эрик провел уже в 1994 году. Его соперником тогда был опытный Хосе Вальдес. Моралес одержал победу техническим нокаутом в третьем раунде и завоевал титул WBC Mundo Hispano в наилегчайшем весе. Чуть позднее Эрик добавил себе титул NABF.
В 1996 году Моралес вышел на самого опасного на тот момент в соперника в своей карьере Гектора Асеро Санчеса. Опытный и скользкий соперник, работавший главным образом от защиты, поставил перед молодым Эриком сложную задачу, но Моралес, грамотно воспользовавшись преимуществом в росте и длине рук, нашел путь к победе единогласным решением судей. Спустя год Эрик вышел на свой первый бой за титул. Его соперником стал звездный мексиканец Даниэль Сарагоса. Несмотря на то, что к моменту встречи Сарагоса уже прошел свой пик, он все еще представлял серьезную угрозу и был в состоянии побеждать топовых соперников. Этот бой нельзя назвать самым успешным поединком Моралеса. Несмотря на то, что преимущество Эрика наблюдалось практически по ходу всего боя, настойчивый Даниэль успешно атаковал и прессинговал молодого визави. Эпизодами Моралес выглядел слишком пассивным и расслабленным, позволяя ветерану брать свое активностью, но ближе к концовке встречи активизировался, и в 11 раунде нанес красивейший правый прямой удар по корпусу, отправивший Сарагосу в нокаут. Так Эрик стал чемпионом мира по версии WBC.
В эти годы на радость мексиканской публике блистал также молодой уроженец Мехико Марко Антонио Баррера. Многие любители бокса уже не только в Мексике, но и по всему миру начали сравнивать Моралеса и Барреру, спорить о том, кто из них лучше и с нетерпением ждать их очной встречи. Но ожидания болельщиков были жесточайшим образом растоптаны, когда в 1996 году Марко Антонио потерпел тяжелое поражение от рук американца Джуниора Джонса. «Случайность», — подумали многие. Годом позднее состоялся долгожданный реванш, но и на этот раз Баррере не удалось справиться с мощным, габаритным и техничным американцем.
После того, как Эрик потерял главного противника в бою за величие, ему не оставалось ничего, кроме как самому выйти с Джонсом. После непростого начала Моралес с поразившей всех легкостью принялся громить американца прямыми ударами с дальней дистанции и довел дело до досрочной победы в четвертом раунде.
В 1999 году Моралес провел зрелищный двенадцатираундовый поединок со британцем Уэйном Маккалухом, в котором одержал победу единогласным решением судей, после чего в карьере Эрика наступил наиболее знаковый и запомнившийся любителям бокса период.
В 2000 году судьба все-таки свела в ринге Моралеса и Барреру. Практически все любители бокса сходились во мнении, что не имеющий на тот момент поражений Эрик является уверенным фаворитом. О нем говорили, как о будущем мексиканского бокса на долгие годы, в то время как перспективы Марко, потерпевшего к тому времени два поражения от Джуниора Джонса, выглядели в глазах общественности уже не столь многообещающими. Зная стили обоих, все ожидали зрелищный бой, но то, что произошло 19 октября 2000 года, превзошло все ожидания. Два умнейших тактика, который могли бы на легкой волне перебоксировать любого в своем весе, не стали разыгрывать шахматную партию друг с другом, а устроили настоящую войну. Пятый раунд этой встречи был признан раундом года, хотя, надо сказать, остальные трехминутки в бою мало чем отличались друг от друга. Оба боксера несколько раз были потрясенными, а преимущество постоянно переходило от одного другому. В двенадцатом раунде Эрику по ошибке рефери был отсчитан нокдаун, но это не помешало ему одержать победу решением судей.
Тем не менее, несмотря на судейский вердикт, очень многие посчитали, что победа должна была достаться Баррере. Комментатор телеканала НВО Джим Лэмпли буквально сразу после того, как прозвучал гонг об окончании поединка, с восторгом прокричал: «Великий бой! И я думаю, что Баррера его выиграл! Я думаю, что Баррера его выиграл!». Марко Антонио, разумеется, с решением судей не согласился а спустя несколько лет рассказал о том, что после боя Моралес зашел к нему в раздевалку и признал, что проиграл. Сам Эрик никогда такого не рассказывал и не давал комментариев по этому поводу.
Пережив войну с Баррерой, в 2000 году Моралес провел еще три успешных поединка, занеся себе в актив «скальпы» Майка Хуареса, Родни Джонса и Кевина Келли. А в 2001 году с его участием вновь состоялся поединок, который имел все шансы претендовать на бой года. Стойки и неуступчивый кореец Ин Джин Чи заставил Эрика показать в ринге все, на что он способен, и пусть по итогам двенадцати раундов победа мексиканца сомнений не вызывала, бой, особенно в первой половине, был очень напряженным и конкурентным. Популярность Моралеса достигла своего пика, но все ждали лишь одного боя с его участием – реванша с Марко Антонио Баррерой. И спустя почти два с половиной года он состоялся.
Войны в квадрате ринга мексиканцам с кипящей кровью было мало, и всплеск агрессии на почве взаимной ненависти разыгрался еще до боя. Известно, что в Мексике отношения между зажиточным и обеспеченным населением, и остальной частью граждан, многие из которых находятся на пороге бедности, всегда были напряженными. Баррера, в отличие от Моралеса, принадлежал к той части мексиканского населения, которая жила богато. Он вырос ни в чем не нуждаясь и получил высшее образование по специальности архитектора. В одной из передач на мексиканском телевидении Марко Антонио решил съязвить на тему происхождения и поведения Моралеса, назвав его неотесанным индейцем. Разумеется, это заявление Эрик оставить без внимания не мог. Когда его спросили, уважает ли он своего соперника после таких слов, Моралес ответил следующим образом: «Как это я не уважаю Барреру? Я очень, очень уважаю этого маленького педика».
На первой пресс-конференции перед боем Марко подошел к Эрику и поинтересовался, сможет ли он сказать ему то же самое в лицо. Моралес согласился повторить сказанное, после чего Баррера незамедлительно нанес удар. Эрик попытался ответить, но боксеров сразу разняли.
Реванш получился чуть менее зрелищным, но при этом не менее спорным. На этот раз победа в близком бою досталась Баррере. Теперь же многие были уверены, что служители Фемиды поступили несправедливо уже по отношению к Моралесу. Естественно, третьей встречи боксеров было не избежать, но она состоялась еще спустя два года.
Потерпев первое поражение в карьере, Моралес вышел на опытного ветерана Поли Айялу. В этом поединке Эрик продемонстрировал блестящие навыки «классического» бокса, успешно удерживая уступающего в габаритах противника на дальней дистанции. После этого Моралес провел яркие и зрелищные бои с Хесусом Чавесом и Карлосом Эрнандесом, а затем вновь скрестил перчатки с Баррерой.
Третий поединок как и первый был признан боем года, но на этот раз противоречивости в результате было меньше. Да, встреча вновь получилась равной, и счет был близким, но победа Марко Антонио была абсолютно заслуженной. По бою создалось впечатление, что он просто больше хотел победить.
Трилогия Моралеса и Барреры по праву считается одной из величайших и самых ярких в истории бокса. С момента их последнего боя друг с другом прошло больше десяти лет. Теперь от былой ненависти не осталось и следа. Сегодня Эрик и Марко Антонио если и высказываются друг о друге, то только с уважением, а при встрече приветливо жмут друг другу руки.
В 2005 году у поклонников бокса вновь появилась возможность заочно сравнить Барреру и Моралеса. Эрик вышел на бой против новоиспеченной суперзвезды бокса, филиппинца Мэнни Пакьяо, который за год до этого унизительно разгромил Барреру. В те годы Мэнни еще не обладал теми боксерскими качествами, которые помогали ему одерживать победы в полусреднем весе, но представлял собой настоящий тайфун, который вихрем сносил всех соперников. Учитывая, с какой легкостью этот тайфун прошелся по Баррере, мало кто давал шансы Моралесу в поединке с филиппинцем. Однако сам Марко Антонио, к удивлению многих, прогнозировал победу Эрика.
Не стоило сомневаться, что бой Моралеса и Пакьяо станет одним из величайших поединков в истории. Избегать жестоких разменов с филиппинским монстром Моралес не мог, да и, по правде говоря, не пытался, но все же он в очередной раз проявил способность подстраиваться под стиль соперника и нашел способ удерживать агрессивно наступающего Пакьяо на дальней дистанции. В равном и невероятно тяжелом для обоих поединке установилось преимущество Моралеса, и в заключительной трехминутке Эрик по логике вещей должен был сделать все для того, чтобы удержать это преимущество, но просто победы в этом бою ему было мало, и он пошел на абсолютно безумный шаг: встал в стойку левши и снова принял размен на удобной для леворукого Пакьяо дистанции. По окончании двенадцати раундов победа справедливо досталась Эрику. В послематчевом интервью комментатор НВО Ларри Мерчант решил поинтересоваться у Моралеса, что стало причиной решения сменить в стойку и попытаться победить столь опасного противника «на его поле». Короткий, но красноречивый ответ Эрика навсегда останется в истории. «Вам это понравилось?» — скоромно спросил Моралес. «Я был в восторге!», — воодушевленно ответил Мерчант. «Вот поэтому я так и сделал», — с улыбкой сказал мексиканец.
После главного триумфа в карьере у Моралеса наступил самый неудачный и тяжелый период. В это время он потерпел четыре поражения подряд. Сначала в сентябре 2005 года он неожиданно уступил по очкам американскому технарю Закиру Рахиму в легком весе. Затем Эрик согласился на реванш с Пакьяо в рамках второго полулегкого веса. С момента первой встречи изменилось многое. Моралесу стало еще сложнее укладываться в лимит этой весовой категории, а филиппинец, потерпев первое поражение за долгие годы, стал еще более мотивированным и злым, и в реванше стал чаще работать по корпусу. Бомбардировка туловища заметно ослабила мексиканца, и после выигранной первой половины боя он начал стремительно терять преимущество. Все закончилось в десятом раунде, когда Пакьяо окончательно нарастил темп, а уставший Эрик больше не мог оказывать сопротивление.
Мексиканская гордость не позволила Моралесу завершить противостояние с Пакьяо со счетом 1-1, и он согласился на третий бой и снова в полулегком весе. На этот раз в бою не было и намека на конкуренцию. Вышедший на пик Мэнни буквально прошел сквозь Моралеса. Эрик попросту не успевал видеть, откуда летят молниеносные удары, и в третьем раунде после очередного нокдауна обреченно покачал головой, окончательно убедившись в том, что в нынешней форме противостоять Мэнни ему не под силу.
После третьего провала подряд Эрик решил вернуться в легкий вес. Его следующим соперником стал небитый мексиканский проспект Дэвид Диас. Прямолинейный, агрессивный и не блещущий скоростью Дэвид, казалось бы, идеально подходил расчетливому контрпанчеру Моралесу по стилю, но по итогам равного и близкого боя победа досталась молодому мексиканцу. Так, после четырех поражений подряд Эрик на три года оставил бокс.
На протяжении второй половины карьеры Моралеса ему, как часто бывает с латиноамериканскими боксерами, мешала проблема сгонки лишнего веса. После трехлетнего отсутствия на ринге Эрик вернулся в бокс, выйдя на бой в полусреднем весе. Победив малоизвестного середняка Хосе Альфаро, Моралес немного набрал форму и опустился в первый полусредний дивизион, где провел несколько боев за второсортные титулы. В 2011 году Эрик согласился на еще одно серьезное испытание в лице молодого аргентинского панчера Маркоса Майданы. Перед поединком практически ни у кого не было сомнений в том, что Моралес будет выглядеть типичным привезенным на убой ветераном, которого «скармливают» подающей надежды звезде. И первый раунд боя лишь укрепил уверенность всех, кто так считал. После одного из сокрушительных ударов справа над глазом Эрика образовалась огромная гематома, остановить рост которой, несмотря на все старания катменов в углу, не удалось. Когда Моралес вышел на второй раунд, перед ним стоял самый габаритный и мощный соперник в карьере, а он мог видеть его только одним глазом.
Когда мексиканец дрался в наилегчайшем и полулегких весах, он был сильнее, быстрее и выносливее многих своих соперников. Теперь же от этих преимуществ не осталось и следа. Но помимо характера война осталось то, что всегда выделяло его на фоне превосходящих в физических данных соперников – интеллект в ринге. Множество раз в бою суматошный напор Майданы обрывался неожиданными контратаками, удары в которых летели под разными углами. Маркос неустанно пытался подавить ветерана грубым навалом, в то время как Эрик раз за разом. Он наказывал его за каждую оплошность в защите и атаковал, когда прямолинейный Майдана не был к этому готов. По итогам фантастически зрелищного боя победа решением большинства судей досталась Майдане.
Несмотря на поражение, Моралесу была предоставлена возможность подраться за вакантный титул WBC с Хорхе Барриосом, но у того возникли проблемы с визой, и он вынужден был сняться с боя. Тогда в соперники Эрику достался куда более грозный соперник в лице еще одного аргентинского панчера Лукаса Матиссе. Поединок уже был назначен, но Лукас подхватил вырусную инфекцию и также был вынужден отказаться от участия в бою. После этого организация приняла решение, что соперником Эрика станет небитый мексиканский проспект Пабло Сезар Кано. В интересном и зрелищном бою, в котором у обоих были удачные моменты, победу техническим нокаутом в виду рассечения Кано одержал Моралес. Так, Эрик стал чемпионом мира в четвертой по счету весовой категории.
Несмотря на удачные выступления с Кано и Майданой, всем было ясно, что время Моралеса давно прошло, а первый полусредний вес – не его категория, и удерживать титул легендарному ветерану удастся недолго. Так и произошло.
Первая и последняя защита мексиканца была с американским проспектом Дэнни Гарсией. Мастерство, техника и интеллект Моралеса позволило ему и тут смотреться конкурентно. Временами молодой Гарсия не успевал понять, откуда летят жесткие удары Моралеса. На протяжении десяти раундов бой был близким. В одиннадцатой трехминутке Моралес потряс Гарсию и ринулся обострять, после чего пропустил удар навстречу и оказался в нокдауне. После этого Дэнни довел дело до победы единогласным решением судей.
Согласившись с мнением, что ветерана из полулегких весов надо проходить увереннее, Гарсия дал Моралесу реванш, где не оставил ему шансов уже сразу, жестко нокаутировав ударом слева.
После этого Эрик еще задумывался о том, чтобы снова выйти в ринг, и пытался организовать бой сначала с экс-чемпионом мира в трех весовых категориях Умберто Сото, а затем с мексиканским проспектом Хорхэ Паэсом-младшим, но получив травму, принял разумное решение объявить о завершении карьеры боксера.
Моралес не расстается с любимым делом и сегодня. Он пробует себя в роли тренера. Время покажет, получится ли ему воспитать в ком-нибудь из своих бойцов достойную замену себе. Но одно можно сказать точно: даже если Эрику не удастся проявить себя в тренерской деятельности, его вклад в историю как боксера останется неоценимым.
Подготовил Теймураз Шалелашвили.