Исмаэль Лагуна
Исмаэль Лагуна — детальная история неординарной иконы панамского бокса.
Океанский ветер обжигает огнем толпу зевак на широкой полоске пляжа, в центре которой национальный чемпион Панамы по боксу Карлос Уотсон. Шорох волн здесь тихий, всеобъемлющий, вневременной. Времени, которое люди сами для себя придумали, подвержены лишь они. И вот уже будущее Уотсона, помериться силами с которым не решался никто из присутствующих, отбирает 12-летний уличный подросток…
Тигр из Санта Изабель
Субтильный, высокий мальчик не дотягивал в массе и до 45 кг, но именно он отчего-то решил протиснуться сквозь робкую толпу, чтобы принять вызов опытного боксера-профессионала. Карлос Уотсон ухмыльнулся и уже было махнул рукой, окружающие отговаривали отчаянного подростка, но тот настойчиво надел перчатки.
Спустя мгновения старое рассечение над глазом чемпиона расходится под стремительными ударами загадочного юнца. Озадаченный Уотсон не жалея сил ринулся на соперника, но тот виртуозно увиливал. Кровь заливала глаз Карлоса, и под рев публики «бой» прекратился.
Люди ахали и перешептывались, переспрашивая друг у друга имя прыткого юноши. Как? Исмаэль. Исмаэль Лагуна!
Исмаэль Лагуна Менезес родился 28 июня 1943 года в рыбацкой деревушке Санта Изабель близ портового города Колон, Панама. Отец мальчика работал учителем, а впоследствии был избран мэром региона Санта Изабель.
Выдающееся чаще созревает там, где жизнь неподатлива. Населенный в основной массе афроамериканцами, Колон славился спортивными традициями, дикими нравами и любителями подраться. В каждом втором дворе здесь стоит самодельный ринг, где под шум и гам два латино независимо от возраста соревнуются в кулачном мастерстве. Исмаэль Лагуна рос в большой семье из десяти детей, с детства приучаясь защищать младших и самого себя.
«К завтраку у меня уже было 8-9 боев. А если и не было, я шел их искать»
Неблагополучный ребенок часто менял школы, отучившись в сумме 6 классов. Он участвовал в уличных битвах, продавал газеты, чистил обувь, полировал кожу, снятую с забойного скота, а в свободное время шел в «залы бокса», черпая знания от опытных боксеадоров.
Однажды, работая в мясной лавке он выпил кровь коровы, за что получил прозвище El tigre de Santa Isabel — «Тигр из Санта Изабель». Позднее оно трансформировалось в «Тигр из Колона».
«Меня прозвали тигром, потому что я разгрыз коровью шею и пил оттуда кровь»
У этой бурлящей жизни имелась и темная сторона — Лагуна примкнул к уличным бандам, приставал к девушкам на улице, регулярно попадал под аресты.
И вот, когда по обыкновению пришедший искупаться в океане подросток увидел и победил Карлоса Уотсона, тренер профи-боксера сеньор Чино Мон смекнул, что наткнулся на брильянт. Он попросил родителей Лагуны обучать его боксу. Мать противилась, но отец, уставший платить штрафы за пагубную уличную жизнь сына, убедил ее направить энергию Исмаэля в спорт.
ФАКТ: Лагуна упоминал о драке со своим соотечественником — звездой бейсбола Мэнни Сангюилленом. «Однажды у нас было уличная драка, я легко ее выиграл. Я его разнес».
Квинтессенция панамского стиля
Тигр из Колона поднялся на профессиональный ринг в 17 лет, дебютировав в легчайшем весе. Одержав победу, Лагуна решил провести несколько любительских боев, количество которых можно подсчитать по пальцам, а после снова сосредоточился на большом боксе.
Тренером Исмаэля стал бывший певец Рамон Кьюрро Досман, а промоутером — Айзек Креш. С начала карьеры не прошло и года, как Лагуна превзошел кубинца Энрике Хитчмана, ворвавшись в десятку чемпионского рейтинга. Его популярность росла, молодого боксера упоминали в газетных колонках.
В те годы именами, срывающимися с уст каждого панамского фаната были Хесус Сантамария и Исидро Мартинес, но ни один не снискал успеха в титульных боях. Лагуна брал пример с Мартинеса, в мастерстве которого его впечатляли красота и элегантность.
За всю историю сладкой науки, у Панамы был только один чемпион — Панама Эл Браун, еще десятки многообещающих имен пропали на пути к заветной мировой диадеме. Потому, завоевать требовательные сердца местных фанатов казалось непосильной задачей даже самым впечатляющим проспектам, к коим относился и Лагуна.
Тигр из Колона демонстрировал, как стремительность с элегантностью превалировали над грубостью и силой. Исмаэля отличали прекрасная работа ног, звериные рефлексы, удивительная скорость. Постоянные смещения, острый джеб, обратные двойки и левый апперкот вкупе с выдающейся антропометрией сводили соперников Лагуны с ума, для большинства он казался совершенно неуязвимым.
Панамский «фантом» при своем чарующем стиле, представлял наглядную опасность — 38 из 40 его первых соперников ушли с ринга с рассечениями. Вне канатов Лагуна уважительно относился к оппонентам, если они уважительно относились к нему. Благожелательный, расслабленный и милый, он отличался крайней степенью самоуверенности.
Исмаэль сразил именитого Элоя Санчеса и поднялся из нокдауна, чтобы ярко финишировать Нельсона Эстраду. Непростым выдался бой с опытным кубинцем Анхелем Робинсоном Гарсией, который «Тигр» выиграл, дважды побывав на канвасе.
В 1962 году Лагуна стал обязательным претендентом на титул легчайшего веса, коим владел Эдер Жофре. Панамец не получил большого шанса, но, поднявшись в полулегкий вес, за следующий год подошел к титулу во второй по счету категории.
Летом 1964-го Исмаэль Лагуна и мексиканец Висенте Сальдивар оспаривали право на чемпионский бой в полулегком дивизионе. Яркий, близкий поединок закончился победой Сальдивара, которому удалось навязать сопернику свою манеру.
Исмаэль поднялся в легкий вес. Добавив в рекорд четыре уверенных виктории, он получает право попробовать силы против одного из лучших боксеров мира…
Воскрешая национальную гордость
Пуэрториканец Карлос Ортис являлся гегемоном легкой категории, не щадя никого из осмелившихся посягнуть на его трон. Но именно эту крутую вершину и было решено покорить Лагуной, располагающимся на 4-ом месте рейтинга WBA.
В ту пору привезти именитого чемпиона в Центральную Америку видилось почти невозможным — промоутеров, готовых гарантировать звезде сотни тысяч долларов не находилось, сказывался дефицит средств. Большинство боев не транслировалось на международной основе, и организаторы зарабатывали в основном на посещаемости событий.
Чтобы заманить Ортиса в Панаму, было решено подключить одну из самых мощных и стабильных компаний страны — пивоварню La Cervecería Nacional. Так удалось обеспечить первый чемпионский боксерский бой на Панамском перешейке и во всей Центральной Америке.
Ортис прибыл в Панаму, но пробыв здесь две недели, улетел в США, сославшись на проблемы с желудком. Поединок отложили с февраля на апрель. Карлос вернулся. Так он вспоминал первую встречу с Лагуной:
«Решив, что было бы неплохо раскрутить бой и сделать пару совместных фото, я зашел в спортзал, где тренировался соперник. Я ничего о нем не знал, парень все бои провел в Панаме. Да и в те годы меня это не заботило, я обычно рассматривал противника непосредственно в ринге».
«Лагуна превзошел мои ожидания. Он двигался так быстро, что вы едва ли могли его увидеть. Внешне парень не был похож на бойца, но выделялся габаритами, скоростью, и умениями. Я знал, что с ним будет непросто, поэтому тренировался крайне усердно. Ничего быстрее я в ринге больше не встречал».
На взвешивании чемпион объявил, что нокаутирует Тигра из Колона до десятого раунда. «Это мы посмотрим» — бойко отчеканил Исмаэль.
Вечером 10 апреля 1965 года 14-летний Роберто Дюран сломя голову бежал на национальный стадион. В эти минуты там проходит важнейший поединок его кумира — Исмаэля Лагуны против именитого чемпиона Карлоса Ортиса. Хотя на часах уже больше 10 вечера, Роберто своими ушами слышал, как многие спешили занять места еще с обеда.
Юный Дюран ухитрился забраться на крышу грузовика, а оттуда — на ограду стадиона, о билетах нищий подросток мог лишь мечтать. Его глазам предстало зрелище колоссального масштаба. На стадионе яблоку было негде упасть, около 20.000 тысяч панамцев ритмично скандировали «Tigre! Tigre!», и ни одна пара горящих глаз не отрывала взгляд от ринга.
Лагуна смещался из стороны в сторону и атаковал, рвал дистанцию и снова атаковал, работал в клинче и никак не давал агрессивному чемпиону оформить акцентированное попадание. Роберто успел лишь на последний раунд, но главное, он воочию наблюдал триумф своего соотечественника. Этой ночью Лагуна прямиком из боксерского ринга ворвался в черный небосвод новой звездой. Он одержал победу решением судей, став чемпионом мира.
История панамского бокса не имела своего чемпиона 36 лет, Исмаэль стал вторым. Он был свежей волной, которая смыла долгую засуху с панамского перешейка. Атмосфера праздника и величия пробудила внутри Роберто Дюрана сильное, и в то же время зудящее чувство. На десятки метров от стадиона воздух был наэлектризован концентрацией успеха, и Дюран решил во что бы то ни стало не просто сделаться чемпионом по боксу, а превзойти своего идола Исмаэля Лагуну.
С такими мыслями Роберто решительно удалялся в темноту улиц, и как раз вовремя, потому что на арене началась неразбериха. Лагуне присудили победу решением большинства судей. Американец Бен Грин, выставивший ничью 145-145, попал в немилость фанатов, которые тут же собрались повесить его на площади Синко Де Майо. Ради его же блага сразу после боя судью пришлось сопроводить под конвоем и первым самолетом отправить в США.
«Я же вам говорил. А теперь я куплю себе яхту» — заявил новоиспеченный панамский герой «Эль Тигре», вернувшись в раздевалку.
В лучах славы
Исмаэль Лагуна вдохнул в панамский бокс новую жизнь, вдохновив десятки тысяч подростков, не имеющих ничего, добиться высот в большом спорте.
В следующем выступлении он избил чемпиона Мексики Рауля Сориано. Рефери зафиксировал остановку, но поймавший кураж панамец, якобы желающий отомстить за издевательства соперника накануне боя, дважды отталкивал арбитра, чтобы нанести по несчастному еще больше ударов.
Панамская комиссия оштрафовала Исмаэля на $ 200, а когда он стал протестовать, надбавила еще $ 50. В то же время мексиканский надзорный орган запретил панамским боксерам выступать на территории Мексики, а мексиканским — на территории Панамы до тех пор, пока Лагуна не извинится на неспортивное поведение.
Нетитульный поединок с будущей легендой из Аргентины — Николино Лочче, проходивший в Буэнос-Айресе, завершился вничью. Осенью 1965 года Исмаэль Лагуна предоставляет реванш Карлосу Ортису, в котором уступает титулы.
Тигр из Колона признавал, что расслабился, получив признание. Статус претендента сильнее мотивировал его выкладываться на тренировках. Другой особенностью боксера выступала слабость к женщинам. В сухом остатке от целого множества браков у Лагуны появится более 25 детей.
Лагуна был абсолютно равнодушен к алкоголю и не пил даже кофе. Боксер гордо заявлял:
«Я праздновал свои победы с апельсиновым соком и содовой».
«Однажды президент Колумбии Альфонсо Лопес Микельсен и наш (панамский) генерал Омар Торрихос заключили пари, что я попробую один из самых дорогих виски. Мы приехали в Колумбию, и Микельсен был уверен, что я соглашусь. Я ответил: «Нет, спасибо, не пью». А о самом пари узнал лишь потом из уст Торрихоса».
В феврале 1966-го Лагуна досрочно прошел чемпиона из дивизиона выше — Карлоса Эрнандеса, пояса которого на кону не стояли.
«Я проиграл хорошему бойцу. Не могу понять, каким образом Лагуна уступил реванш Карлосу Ортису» — скажет Эрнандес.
Главный план менеджмента Лагуны был предельно прост — оставаться занятым, принимая любой поединок, независимо от локации. Исмаэль отправился на Филиппины для встречи с местной легендой — Флэшем Элорде. В упорной встрече разницу сыграли два нокдауна, в которых оказался панамец. Элорде вышел победителем.
Тигр из Колона тут же вернется на победную тропу, сметая одного топ-претендента за другим. Скорость всегда была его главным качеством. Он одолел крепкого пуэрториканца Фрэнки Нарваэса. Победа Лагуны в близком бою повлекла бунт на арене MSG, от летящих бутылок пострадали 12 человек. Спустя год «Тигр» отправится на Родину Нарваэса и поставит жирную точку в их противостоянии.
В августе 1967 года Лагуна и Ортис, на глазах у 19480 зрителей одного из стадионов Нью-Йорка встречаются в третий раз. Исмаэль действовал агрессивнее, чем во время первой встречи, но часто застаивался перед соперником и оказался чересчур прямолинеен. Удары Ортиса выглядели более тяжелыми и эффектными, в 11 и 14 раундах он потряс панамца. Это была их последняя встреча, Карлос вышел победителем противостояния.
Именитый французский писатель не случайно сравнивал душу толпы с желудком. Стоило Лагуне перестать подпитывать своих людей победами, как соотечественники от него отвернулись. Экс-чемпион не планировал ежедневно наблюдать разочарованные в нем лица, и переехал в Нью-Йорк, поселившись в большом доме своего нового менеджера Кейна Янга.
Вторая корона
В США панамец снова стал обязательным претендентом на корону легкого дивизиона. Трон занимал молодой вундеркинд Мандо Рамос — прекрасный боксер, скандальная личность и звезда Лос-Анджелеса. С его командой Исмаэль подписал «со-промоутерский» контракт на несколько поединков. Первоначально встреча планировалась в Панаме, но по разным причинам четырежды откладывалась. Наконец, было решено организовать бой в Лос-Анджелесе.
Зрелище превзошло самые смелые ожидания — высокий темп, разница стилей и ожесточенные размены (с преимуществом Лагуны) продолжались ровно девять раундов. Угол Рамоса, на лице которого открылось 6 рассечений, выбросил полотенце. Исмаэль стал чемпионом во второй раз и довольствовался гонораром в $ 10.000, Рамос получил в 10 раз больше.
В первой защите был бит японский претендент Гуц Исиматсу Сузуки. Панамец обстреливал его на выбор, а рефери, сострадательно взглянув на рассеченный нос и два почерневших глаза японца, остановил избиение. Спустя 4 года Сузуки станет чемпионом.
Встреча со знаменитым Шугаром Рамосом сорвалась, и тогда соперником Лагуны стал шотландец Кен Бьюкенен. Исмаэль признавался фаворитом 5 к 2.
В преддверии боя WBC лишил Тигра из Колона титула, потому как тот не провел обязательную защиту против Мандо Рамоса, согласно подписанному контракту с Olympic Boxing Club. Менеджер Лагуны парировал, что по тому же контракту и первый бой с Рамосом изначально планировался в Панаме, а не Лос-Анджелесе.
26 сентября 1970 года ринг на открытом стадионе в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико томился под палящим солнцем. Жару под 40 градусов Цельсия сдабривала сильная влажность. В таких условиях два мастера ринга — Исмаэль Лагуна и Кен Бьюкенен провели незабываемые 15 раундов колоритного, плотного, равного боя. Панамец оказался результативнее в первой половине, шотландец — во второй. Судьи раздельным решением вынесли вердикт в пользу Бьюкенена.
Наш герой снова лишился чемпионского статуса, приобретя лишь горькое разочарование. Лагуна был резко не согласен с результатом, этот случай негативно повлияет на его мотивацию.
«Пуэрториканцы не могли простить мне, что я избил всех их кумиров»
Вскоре Исмаэль, побывав в нокдауне, проиграет ничем не примечательному Эдди Линдеру, а затем выйдет на реванш с Кеном. Несмотря на несколько «сечек» и гематом, шотландец в очередной яркой битве одержит победу, уже более уверенную.
Не пройдет и года, как Бьюкенена победит молодой панамец Роберто Дюран, который еще не раз вспомнит, что обязан своим вдохновением именно Лагуне.
След в истории
Череда неудачных выступлений намекала — время Тигра ушло. В 28 лет Исмаэль Лагуна завершил боксерскую карьеру.
За 11-летний путь в профессиональном боксе он смог стать успешным образом своей страны и образцом для юных соотечественников. Он выступал популяризатором гибкого и притягательного бокса, задав тренд таким мастерам, как Эрнесто Марсель, Эусебио Педроса, Иларио Сапата. Лагуна вернул панамцам веру, напомнив им о давно забытом чувстве эйфории от успеха, от достижения большой цели, от награды за трудный путь.
В 2001 году Исмаэль Лагуна избран в Международный зал славы бокса. Его профессиональный рекорд: 65-9-1, 37 КО
ФАКТ: У Исмаэля Лагуны есть брат-близнец, который не стал бойцом, но строил политическую карьеру.
В отставке экс-чемпиона настигли проблемы со здоровьем и трудности в личной жизни — шестеро из 25 детей Лагуны погибли при различных обстоятельствах. Сам Исмаэль страдает от болезни Паркинсона, диабета и серповидно-клеточной анемии. В 2009 году он пережил сердечный приступ.